История школы

 

История школы

 

 

«Помни про школу-

только с ней станешь

строителем радостных дней»

В.В.Маяковский

 

С глубокой древности люди стремились к знаниям: философы рассуждали о законах бытия, математики выводили сложные формулы, древние врачи искали пути исцеления больных. Но это были самоучки, которые постигали знания своими наблюдениями, кропотливым трудом. Накопленные ими знания нужны были и остальным, так возникали школы и профессия педагога.

История нашей Борисовской школы тоже богата историческим прошлым, традициями и замечательными людьми.

Знать историю школы очень важно. Зная её, понимаешь связь между отдельными событиями и явлениями, понимаешь их значение.

1. История школы

Азы образования в деревне Борисово начинаются примерно с 1903 года, когда было открыто медресе, там учились дети и взрослые на арабском языке. В 1909 году была открыта начальная школа, первым учителем был Нигамаджан (фамилию,к сожалению, не помним) из Усть-Багаряка, в 1914 году он уехал, учить было некому, поэтому школу пришлось закрыть. А ведь дети, несмотря на трудные условия, ходили в школу с удовольствием.

В 1919 году школа (4-х классная) вновь была открыта. Учили детей Зарипов Хафиз (ок.1880г.р.) и Зарипова Галима (ок.1903г.р.), они учили на башкирском языке. В последующем учителями работали Загидуллины Галим и Сахипъямал, Мажитов Сарбиян (обучал латыни).

Кроме борисовских детей, в школе учились дети из близлежащих деревень (Султаново, Бараково).С 1936 года дети из более обеспеченных семей продолжали учёбу в Курмановской семилетней школе.

Мирную учебу прервала Великая отечественная война 1941 года.

Учителя мужчины и учащиеся 1925-1926 года рождения ушли на фронт. Продолжала свою работу начальная школа, директором школы стал Николай Осипович (данные о нём не сохранились).

В 1955 году была открыта семилетняя школа (архивная выписка из протокола №17 Заседания исполнительного комитета Кунашакского районного Совета депутатов трудящихся). Начальная и семилетняя школы располагались в домах репрессированных жителей д. Борисово. В 1963 произошла реорганизация семилетней школы в восьмилетнюю. Директором школы был назначен Усманов Камиль Ахметьянович.

Школа становится восьмилетней, переходит в новое здание, более приспособленное для учебы. Усманов К.А. возглавлял школу до 1971 года. С 1971-1976 годы директором школы работал – Тазеев Барый Якупович. Заместителем директора по учебной части работала Халикова Тагзима Габидулловна.

В 1976 году школу возглавил Вакилов Зиннур Мавлявеевич, он являлся главным инициатором постройки новой школы в д. Борисово (Решение исполнительного комитета Кунашакского районного Совета народных депутатов от 20 июля 1979 г.) благодаря Зиннуру Мавлявеевичу было построено новое двухэтажное здание школы. В 1979 году произошла реорганизация Борисовской восьмилетней школы в неполную среднюю школу. В связи с переходом Вакилова З.М. на другую должность в марте 1983 года школа была доверена Халиковой Т.Г. , которая руководила школой до конца 1991-1992 учебного года. В 01.09.1992г. произошла реорганизация неполной средней школы в среднюю (архивная копия приказа №45), первым директором средней школы работал Ахметшин Р.А. Он руководил школой в период с 1992 по март 2008 г.

Заместителями директора по учебной части работали: Хайруллин Х.З. Галин Б. К.,Галиуллина К.Г., Сайдуллина Г.Х.,Нигаматуллина Н. И.

В настоящее время директором школы является Нигаматуллина Н.И. заместитель директора по учебной части – Абдрахманова Л.С., заместитель директора по воспитательной части. – Ахметшина Р.С.

За более 30 лет своей работы МОУ "Борисовская ООШ" подготовила несколько выпусков. При этом выпускники в дальнейшем стали педагогами, связали свою профессиональную деятельность со здравоохранением, 5 человек являются военными специалистами, экономистами, юристамии тд.

Многие наши выпускники отслужили в армии, принимали активное участие в боевых действиях в Афганистане и Чечне.

Сегодня в школе работают 12 учителей. Из них с высшей категорией – 8 (от общего числа педагогов школы), с первой квалификационной категорией – 4

2. Школа в настоящее время

2.1 Учебный процесс

Школа обеспечивает доступное начальное, общее и дополнительное образование учащихся. Соблюдаются требования Закона РФ «Об образовании» в части предоставления прав на бесплатное, доступное, качественное образование, защиты прав и свобод участников образовательного процесса. Нет ни одного учащегося отчисленного из школы. Дети до 15 лет все посещают школу. Отказа в приеме детей с 7 до 17 лет не было.

Основные приоритеты в организации образовательного процесса в школе связаны с

с формированием общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;

содействием социализации личности учащихся и адаптации их к условиям современной жизни;

созданием предпосылок для осознанного продолжения своего образования.

Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ среднего (полного) общего образования. Образовательный процесс организован на трех основных ступенях:

первая ступень – начальное общее образования – обеспечивает развитие учащихся, овладение ими общеучебными умениями и навыками, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

вторая ступень – основное общее образование – обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условий становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению;

третья ступень – среднее (полное) общее образование – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки; обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных и творческих способностей учащихся, формирование у них навыков учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Продолжительного учебного года в школе для учащихся 1 класса составляет 33 учебные недели, для учащихся 2-9 класса – 35 учебные недели (без учета государственной (итоговой) аттестации). Продолжительность урока в 1 классе составляет 35 мин., со 2-го по 9-й классы – 40 мин.

Педагогический коллектив стабилен, средний возраст педагогов составляет в 40-55 лет, в основном учителя с высшим образованием.

 Педагогический коллектив:

Нигаматуллина Н.И.- директор

Абдрахманова Л.С.- зам по УВР

Исламова Ф.Н.- учитель начальных классов

Диникаева Г.С-учитель начальных классов

Сиражева А.А.- учитель начальных классов

Жанбаева Э.Ю - учитель географии, истории, обществознания

Хафизова Р.Ш. - учитель биологии, химии, информатики

Юсупова Р.С. -учитель математики

Ахметшина Р.С.-учитель технологии

Ахметшин Р.А.-учитель физкультуры

Хусаинов Р.З – учитель технологии

Абдрахманова Л.С.– учитель английского языка

Хафизова Я.Р. – учитель русского языка и литературы

 

Педагогический коллектив работоспособный, творческий. По диагностике, которая проводится ежегодно среди учителей наблюдается «высокая степень благоприятности» для работы. Из сказанного можно сделать вывод, что с таким педагогическим коллективом можно решать любые задачи.

Учебный процесс планируется в соответствии с базисным планом, в режиме шестидневной учебной недели. Недельная нагрузка в начальном звене от 20-22 ч, в среднем-31-35часов., в старшем-36 часов.

В школе постоянно идет пополнение материально-технической базы. В 2004 году оборудован компьютерный класс, в дальнейшем - приобретены автоматизированные рабочие места для учителя в кабинете биологии и русского языка.

Как и во всех школах России основная форма сдачи экзаменов - Единый государственный экзамен.

Основная форма педагогического процесса со времени основания школы-классно-урочная система. Она позволяет обеспечить организационную точность и непрерывность учебно-воспитательной работы, а также дает возможность в ее рамках органично сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

Развитию профессионального мастерства педагогов способствует методическая работа в школе. В содержательном плане она направлена на:

информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и достижениях педагогической науки и практики;

обучение и развитие педагогических кадров, повышение их оперативной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности;

выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической и инновационной деятельности членов педагогического коллектива;

подготовку методического (научно-методического) обеспечения для осуществления образовательного процесса: учебно-методических комплексов, рекомендаций и других продуктов методической (научно-методической) деятельности.

С целью повышения эффективности методической работы в школе осуществляется основательное изучение уровня профессионально-педагогической квалификации кадров. Это позволяет организовать дифференцированный подход в осуществлении методической работы. Для изучения уровня педагогических умений педагогов систематически проводятся срезы по самооценке сформированности коммуникативных, конструктивных, организаторских, гностических и аналитических умений. Результаты показали, что у педагогов школы сформирован достаточно высокий уровень организаторских и коммуникативных умений. Достаточно высокие показатели были отмечены при изучении гностических умений преподавателей. Несколько ниже показатели по проектировочным и конструктивным умениям, хотя они проявляются на достаточном уровне.

Для развития творческой активности и расширения умственного кругозора учащихся проводятся школьные олимпиады. Учащиеся, занявшие призовые места участвуют в районных олимпиадах, на которых тоже нередко занимают призовые места.

2.2 Воспитательная система

Образование и воспитание два неразделимых понятия. По словам русского философа И.А. Ильина: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное»

Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Так же, как в процессе обучения отрабатывается взаимосвязь знаний, умений и навыков, так в процессе воспитания знания основ наук и их закономерностей рождает отношение человека к происходящим явлениям, что, в свою очередь, формирует мировоззрение человека. Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы в школе:

развитие познавательной активности учащихся;

формирование у учащихся ценностного отношения к языку, культуре и традициям родного края;

формирование чувств дружбы, сотрудничества, товарищества;

формирование гуманистического отношения к окружающему миру,

формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию.

Современная действительность показывает, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением, т.к. в настоящее время в целом образованием не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется учащихся в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Поэтому в повседневной школьной жизни учителя стараются прививать учащимся чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.

В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних факторов по отношению к школе. Так, широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не является, как это было прежде, помощником школы в воспитании подрастающего поколения, оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Кроме того, растущая разница материального обеспечения семей наших воспитанников, коммерциализация сферы культуры не позволяют многим учащимся в полной мере приобщиться к духовным ценностям. Поэтому именно в стенах школы стараются активно и разносторонне приобщать детей к истинной культуре, развивать художественно-эстетический вкус.

Особое внимание необходимо мы уделяется патриотическому воспитанию. Сегодня его актуальность определяется тем, что наряду с заинтересованностью в познании проблем современного общества, учащиеся не испытывают гордости за историческое прошлое и настоящее нашего края – «малой» родины. Хорошо известно, что гражданин Отечества начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду. В соответствии с этим задача педагогического коллектива связана с повышением требований к изучению и исполнению школьного законодательства, всемерным утверждением в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» Родину.

В целях повышения роли ученического самоуправления педагогами были разработаны и реализованы различные проекты обучения ребят коллективно-организаторской деятельности. При этом эффективность воспитательной системы школы зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показал, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи.

Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволило сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность.

На протяжении ряда лет в школе сложилась определенная система работы с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа с целью педагогического просвещения родителей Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия.

Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. Поэтому в нашей практике приоритетными стали дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. В соответствии с этими подходами работа с родителями строится по следующим направлениям: изучение семей, информирование родителей, просвещение родителей, консультирование родителей, обучение родителей, совместная деятельность педагогов и родителей.

Отметим, что изучением и информированием были охвачены практически все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определялся взаимными потребностями семьи и школы.

Большой вклад в воспитании школьников вносит музейный уголок, который находится в кабинете истории, к сожалению, в школе для этого нет свободного кабинета.

Задачи школьного музея:

-участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы;

-охрана и пропаганда памятников истории, культуры, природы родного края;

-проведение культурно-просветительско1 работы среди учащихся и населения

Социальные функции:

-образовательно- воспитательная функция;

-функция документирования;

-хранительная функция;

-исследовательская функция

Создание музейного уголка – дело всей школы. В нем участвуют и педколлектив и учащиеся.

В музее оформлен уголок «Они сражались за Родину», «Учителя ветераны»

Собраны предметы быта, в том числе домашняя утварь, национальная одежда башкир. Среди письменных источников есть материалы о наградах, военные письма, фотографии, документы.

Уголок представляет возможности использования материалов в учебно-воспитательном процессе и внеурочных занятиях.

Хорошо организована кружковая работа. В настоящее время работают следующие кружки: Вокальный, шахматно-шашечный, Лего-конструирования, «Умелые руки», спортивный, а также первый год работает секция борьбы. Учащиеся, занимающиеся кружках при участии на районных соревнованиях всегда занимают призовые места.

Заключение

Такова в общих чертах прошлая и сегодняшняя жизнь МОУ «Борисовская ООШ»,

изучение которой имеет важное значение, она формирует общую мировоззренческую и педагогическую культуру человека. Обращение к истокам позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества и педагогики.

Но задача данной работы была не только написать об истории школы, но людях, которые делали и делают все, чтобы в школе всегда было тепло и уютно - об учителях. Ведь без их нелегкого самоотверженного труда нет будущего.

 

Список источников

1.Архивные справки районного архива

2. Документы школьного музея

3. Интервью с директором школы Нигаматуллиной Н.И.

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.05.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»